Консультация для
воспитателей:
РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Насколько активно воспитатели детского сада
участвуют в музыкальном воспитании детей? И все ли они осознают важность такого
участия? Увы, нередко воспитатель считает своей обязанностью всего лишь
присутствовать на музыкальном занятии — с целью поддержания дисциплины. А
некоторые не считают нужным даже и присутствовать — мол, за это время они
смогут сделать какие-то дела в группе... Между тем, без активной помощи
воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже
возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога
большой активности. Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги —
«дошкольники» должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии
личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами,
методическими приемами можно закладывать основы правильного восприятия музыки.
Педагогу
- воспитателю необходимо:
1. Знать
все программные требования по музыкальному воспитанию.
2. Знать
музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному
руководителю на музыкальных занятиях.
3.
Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного
музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.
4.
Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия
музыкального руководителя.
5.
Разучивать движения с отстающими детьми.
6.
Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных
произведений в группе с помощью технических средств.
7.
Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма)
в процессе проведения дидактических игр.
8.
Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах
(металлофоне, тембровых колокольчиках, деревянных ложках и др.).
9.
Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение,
слушание музыки, музыкально- ритмические движения, игру на ДМИ,
музыкально-дидактические игры.
10.
Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.
11.
Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен,
хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в
самостоятельной художественной деятельности.
12.
Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих
проявлений.
13.
Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни,
движения, пляски.
14.
Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по
другим видам деятельности.
15.
Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.
16.
Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих
воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных
возможностей каждого ребенка.
17.
Принимать активное участие в подготовке и проведении праздников, развлечений,
музыкальных досугов, кукольных спектаклей.
18.
Готовить тематические подборки поэтического материала к развлечениям и
музыкальным утренникам.
19.
Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для
праздников и развлечений.
20. Быть
артистичным, изобретательным, эмоционально мобильным.
На
музыкальном занятии.
Роль
воспитателя, чередование его активного и пассивного участия, различны в
зависимости от частей занятия и их задач.
Слушание музыки:
1. Личным
примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное
произведение, выражает заинтересованность;
2. Следит
за дисциплиной;
3.
Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и
другого методического материала.
Распевание, пение:
1. Не
участвует во время быстрых опросных упражнений;
2. В
распевании не участвует, чтобы не сбивать детей;
3. Поет с
детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию;
4.
Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства
мимической и пантомимической выразительности;
5. При
совершенствовании разучивания песни подпевает в трудных местах;
6. Не
поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном
пении (исключение — пение с детьми раннего и младшего возраста);
Музыкально - ритмические движения и игры:
пении (исключение — пение с детьми раннего и младшего возраста);
Музыкально - ритмические движения и игры:
1.
Участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации
детям;
2. Дает
точные, четкие, эстетичные эталоны движений (исключение —
упражнения на развитие творческой активности детей);
упражнения на развитие творческой активности детей);
3.
Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В
старшем дошкольном возрасте знакомые танцы, пляски дети исполняют
самостоятельно;
4.
Корректирует выполнение движений отдельными детьми во время танца
или пляски;
или пляски;
5.
Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию
поведенческих навыков во время ее проведения;
6. Берет
одну из ролей в сюжетной игре;
7.
Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.
Комментариев нет:
Отправить комментарий